Общество
Дело Максата ажы Токтомушева. Садыр Жапаров рассказал, с чего все началось
Президент Садыр Жапаров в ходе интервью агентству «Кабар» рассказал подробности скандала в ДУМК (со своей позиции): с чего все началось и какие последствия в итоге возникли.
«После октябрьских событий я назначил главой Госкомиссии по делам религии Акина Токталиева в качестве юриста, ранее защищавшего права верующих. Решение было принято для того, чтобы он их объединил, чтобы верующие не ссорились между собой, так как среди них существуют три «группировки». Вскоре после этого ко мне пришел муфтий Максат ажы. По-моему, это было в начале декабря. Я был занят выборами. Он сказал, что Совет улемов намерен уволить его, но в апреле и так истечет срок полномочий муфтия.
Я спросил у него, что мне сделать.
Он сказал, что если бы со стороны правительства кто-нибудь сказал, они успокоилось бы.
Я позвонил Бакыту Аманбаеву и сказал ему передать главе Госкомиссии по делам религии, чтобы он помирил, успокоил всех и объяснил противоборствующей стороне, что через три месяца будут выборы, потерпите, стране сейчас не нужны раздоры. На этом муфтий ушел. Все вроде успокоились. В конце января перед инаугурацией пожаловались другие противники: «Мы снимем муфтия с поста, он проел деньги паломников, он ведет людей в неверном религиозном направлении, вы видели его выступление на «Ютубе»?» Я сказал, что не защищаю его. Они ответили, что через два-три дня соберут курултай и с позором уберут его. Со мной тогда рядом был Бурханов. Он был моим общественным помощником. Я сказал ему (сам я был занят подготовкой к инаугурации, не было времени): «Если складывается такая ситуация, пойди встреться с муфтием, соберите недовольных, помирите их, ведь до выборов муфтия осталось два месяца». Я отправил его со словами, чтобы выборы состоялись по завершении срока муфтия.
А он, вместо того чтобы пойти к муфтию, направился к главе Госкомиссии по делам религии Акину Токталиеву и сказал, чтобы тот пошел и разъяснил это. В принципе это было правильно. Муфтият и госкомиссия должны были тесно работать. Но не нужно было снова и снова говорить это комиссии, которая не смогла мирно решить «декабрьский конфликт». Поэтому я и сказал пойти напрямую к самому муфтию, собрать всех и помирить.
Спустя два или три дня, когда конфликт среди молдо обострился, я лично позвонил муфтию и сказал, что сегодня днем пойду в центральную мечеть на пятничную молитву, соберите всех, мы выслушаем обе стороны, а затем сделаем выводы.
Когда я пришел, все богословы были уже там. Я выслушал обе стороны. Сам муфтий Максат ажы признал, что на ютуб-канале исказил в своей речи относительно религии. Что касается денег, не хватает 14 млн сомов, и он сказал, что эти деньги отдал работникам мечети в качестве заработной платы. Я сказал: вы старейшины и уважаемые богословы, вы должны подавать пример нашему народу, давать советы, а если вы будете вот так между собой ссориться, кто будет вам верить? Сказав, что неправильно клеветать друг на друга, и примирив стороны, мы разошлись.
Согласно полученной мною информации, другая сторона подала заявление в финпол и ГКНБ. Фактически, в финполе уже было ранее возбужденное уголовное дело. Но дело было приостановлено. После этого нового заявления оно было снова возобновлено. О задержании муфтия я тоже узнал вечером через СМИ. На следующий день сразу же дал интервью по этому поводу», — заявил Жапаров.
Напомним, ГКНБ задержал главного бухгалтера ДУМК и экс-муфтия Максата ажы Токтомушева по делу о даче взятки в особо крупном размере. ГКНБ сообщил, что муфтият выдавал средства от хаджа под проценты частным структурам. Сторонники экс-муфтия вышли на митинг к ГКНБ с требованием освободить Токтомушева. Суд отпустил Максата ажы Токтомушева под домашний арест.
Экс-глава Госкомрелигии Акин Токталиев сообщал, что между людьми Садыра Жапарова и Камчыбека Ташиева идет политическая борьба за позицию в муфтияте.