Назначенный сегодня, 16 октября, председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев дал свою первую пресс-конференцию на этой должности.
Напомним, Камчыбек Ташиев, как лидер партии «Мекенчил», участвовал в парламентских выборах 4 октября. И уже на следующий день поддержал своего соратника Садыра Жапарова, когда произошел захват «Белого дома».
О Райымбеке Матраимове
На вопрос о Райымбеке Матраимове Ташиев ответил: «Зашла речь о Матраимове. Год уже как я не видел этого джигита. Он по телефону выразил соболезнования, когда у меня умер брат. Кроме этого, нас не связывает бизнес. Насчет резонанса вокруг него завтра я дам поручение найти его. Никакой Райым и Матраимовы не будут управлять нами. Мы не дадим жить коррупционерам. Мы в рамках закона решим этот вопрос. Если Райымбек Матраимов находится на территории Кыргызстана, я дам указание поймать его, пока дел на него не возбуждено», — сказал Ташиев.
Отметим, Садыр Жапаров сообщал, что по предварительным данным, Матраимов находится за границей.
— Вы считаете, правильнее судить Матраимова или вернуть средства в бюджет государства?
— Лучше заставить их вернуть средства в государство. Если будет доказано, мы отберем в пользу государства их имущество. Они, конечно, будут согласны сесть в тюрьму на несколько лет и оставить при себе средства, которых хватит на всех их потомков.
О своем заместителе Рустаме Мамасадыкове
— Основная цель моего прихода на эту должность — борьба с коррупцией и бандитами. Мы очистим нашу страну. Ни в одном госоргане не будет коррупционеров. Мы не будем смотреть на родственные связи, землячество и другие близкие отношения.
Рустам Мамасадыков является заместителем председателя ГКНБ с февраля 2019 года. Он ранее занимал эту должность в 2008-2010 годы. Еще при Курманбеке Бакиеве стал генерал-майором. Его родной брат Султан Мамасадыков занимает должность зампредседателя Государственной таможенной службы.
Об Алмазбеке Атамбаеве
— Политических преследований при нас никогда не будет. Потому что мы сами через это прошли. Я это помню. И многие политики наши через это прошли. Отныне такого не будет. Мы очистим общество от этого. Каждый политик и каждый человек имеют право высказывать в рамках закона свое инакомыслие.
При Алмазбеке Шаршеновиче я увидел многое. У нас нет целей и задач засудить его. Он не при нас сел.
Насчет Опумбаева не знаю пока.
Орозбек Опумбаев — экс-глава ГКНБ, был назначен на должность при президенте Сооронбае Жээнбекове.
О гарантиях экс-президенту
— Гарантии безопасности экс-президента Сооронбая Жээнбекова прописаны в законе, там указано все.
О захватах
Уважаемые журналисты, никто не имеет права захватывать чужое имущество. И мы не дадим этому случиться.
О Тилеке Матраимове
— Вчера Тилека Матраимова (экс-аким Кара-Суйского района, брат Райымбека Матраимова. — Прим. Kaktus.media) суд отпустил домой. Мы это не решали. Но так как он из семьи Матраимовых, мы будем разбираться. Есть мнение, что их семья нанесла ущерб экономике страны, мы это будем выяснять.
О борьбе с коррупцией
— Уважаемые, предупреждаю всех, пользуясь случаем, никому пощады не будет. У меня есть документы. Расскажу о некоторых, около 20 компаний завозят уголь ТЭЦ, и каждая из них платит средства, чтобы с ними работали. Теперь этого не будет. Никто не будет давать лишних денег, лишних взяток. Все, кто знает о коррупционных схемах и мздоимстве, сообщите.
Честно отвечаю, не будет коррупции. Мне достаточного своего богатства. Я жил в достатке. Никому ничего не дам и ни у кого ничего не возьму.
О своих компетенциях
— Сможете ли вы работать в этой области, ведь ранее в этой сфере не работали?
— У меня есть чин генерал-майора. Я пришел сюда делать реформы. Думаю, все сотрудники поддержат меня и мои реформы.
— У вас небольшой опыт в силовых структурах. Не боитесь не справиться?
— Когда я возглавил МЧС, тогда тоже задавали такой вопрос. Но через полгода я начал показывать результат. А через два года был одним из самых авторитетных министров того правительства. У нас есть и другие цели в части разведки, внешней разведки и других служб. Мы будем создавать условия для работы сотрудников.
Об участии в выборах
— Будете ли участвовать в выборах с партией «Мекенчил»?
— Пока я назначен сюда, с партийных должностей я должен уйти, как и с компаний, где есть прибыль.
Давление на СМИ
— Намерены ли вы как глава ГКНБ обещать, что прекратится давление на СМИ и блогеров? Будете ли вы продолжать практику извинений на видео?
— Давление на СМИ не должно быть вообще, хоть это касается ГКНБ, хоть другого органа. Если будут такие нарушения со стороны сотрудников госслужбы, мы сами их накажем. Преследований не будет. Пожалуйста, журналисты, работайте спокойно. Но только давайте верную информацию, чтобы вы не стали источником дезинформации.
Насчет извинений. Ребята, если кто-то нарушил закон, не надо его принуждать извиняться, а надо чтобы по закону ответил. Если человек оскорбил кого-то, пусть отвечает согласно закону, а не извиняется.
О борьбе с контрабандой и наркотрафиком
— Через наши границы проходит много контрабанды. Теперь этого не будет. Я лично буду этим заниматься. Я буду за экономическое развитие страны. Пожалуйста, обращайтесь. Водители или кто заметит такое на границе. Мы об этом говорили с Садыром Нуркожоевичем, это одна из причин моего назначения.
Не могу сказать, что сразу могу уничтожить наркотрафик, но заниматься буду.
Теперь контрабанды не будет, я буду конкретно следить за этим. Насчет машин «Абу-Сахий», если они действительно контрабандные, расследуем. Если какой-то коррупционер попадется, мы с него возьмем для государства больше. Раньше если они отдавали миллион судьям, миллион еще кому-то и выходили на свободу, теперь такого не будет.
Об ОПГ
— Омурбек Суваналиев ранее говорил о том, что Камчы Кольбаев и его люди пришли в политику. Как вы относитесь к журналистам, которые расследуют факты коррупции?
— К бандитам и криминалу обращаюсь, к тем, кто пугает народ. Теперь никому не позволим крышевать и давить. Уважаемый бизнес, обращайтесь. Если Кольбаев будет нарушать закон, будет наказан, будет посажен. Или живите по закону, или идите в камеру, или уезжайте из страны. Теперь наше государство не будет бандитским и коррупционным.
Бандиты не будут разъезжать в кортежах, бандиты теперь будут бегать и прятаться.
Уважаемые журналисты, блогеры и гражданское общество, простые люди, если вы узнали о коррупции, дайте нам информацию. Мы скоро создадим сайт для этого.
О защите инвесторов
— Здесь никто не будет брать взятки у инвесторов. Но инвесторы должны работать во благо нашего государства и своей прибыли. А то есть такие инвесторы, которые приходят и воруют наши природные богатства. Особенно горнодобывающие компании. Были случаи, когда наши слитки золотые вывозили из страны контрабандой.
Об экстрадиции Курманбека Бакиева
— Вы сами знаете, в нашем обществе ни одним президентом недовольны. Двое сбежали, один в тюрьме и одного сегодня заставили уйти. Мы не будем такими, мы будем работать открыто, сколько бы нам не было отпущено времени.
Уважаемые журналисты, помогите, изменим общество. Я пришел, чтобы изменить.
Разное
— Будете ли расследовать стрельбу в машину Атамбаева?
— Разницы нет, в кого стреляли, применять оружие в общественных местах нельзя. И это должно быть расследовано.
— Будете ли выяснять, как спецназ проводил операцию в Кой-Таше?
— Пока нет таких намерений. Это уже расследуется же.
— О делах по авиакатастрофе в Дача-СУ и «Белиз-гейту».
— Честно говоря, не знаю по этим расследованиям.
Подробнее о тендере с чешской компанией здесь.
— О деле по тендеру с «Лигласс».
— Думаю, это дело правительства, это не наше дело.
— Вы многое пообещали. Когда сможем увидеть результат?
— Возможно, через два дня, возможно, через неделю или через месяц. Но с завтрашнего дня коррупционеров станет меньше. Они будут бояться.
— Будет ли расследование по делу, где упоминался замглавы ГСБЭП Эмил Жамгырчиев?
— Если есть почва для наказания, мы это будем делать. Раньше возбуждали дела по коррупционным схемам, потом расследуют кое-как и забывают. Теперь такого не будет.
— Будете ли вы и дальше открыты для журналистов?
— Конечно.
______________________________