Общество
Галлюцинациии и нарушение памяти. Как коронавирус разрушает мозг

Коронавирусная инфекция способна привести к ряду разрушительных последствий для головного мозга. К такому выводу пришли ученые из Ливерпульского университета, Йеля и Университетского колледжа Лондона. Результаты их работы опубликованы 15 сентября в журнале Nature, пишут «Известия».
Переболевшие коронавирусной инфекцией во время первой волны кыргызстанцы почувствовали это на себе. Наглядно это иллюстрирует история Перизат (имя изменено).
Что рассказала Перизат

Становилось все тяжелее. Стояла летняя жара, а я все время мерзла. Выглядывала в окно и не понимала, как люди могут ходить в маечках, футболочках. Мне было страшно холодно. И при этом я потела. Такое гадкое было состояние. Когда вставала, голова кружилась, приходилось садиться. Сердце стучало так, что меня качало, как маятник, из стороны в сторону.
Задыхаться стала сильнее, было ощущение, что дышишь будто через синтепон, что легкие набитые ими. Стало страшно задохнуться и умереть. Руки и ноги выворачивало.
ПЦР-анализ вышел положительным. Скорая помощь меня забрала в больницу. На территории медучреждения небольшое расстояние до больницы показалось огромным. Я просто плелась как в полусне, вся зелень была будто смазанной (…) Рентген показал двустороннюю пневмонию.
Кислород, которым я дышала, казался обжигающе холодным. Женщина, которая лежала рядом со мной, рассказала, что я пришла в палату в синей кофте и сама была вся синяя: губы, руки… Потом сидела и не соображала. Она рассказала, что застилала мне постель. Я этот момент не помню. Видимо, из-за кислородного голодания некоторые моменты выпали из памяти. (…)
Что воздух пошел в легкие, я почувствовала после того, как стали колоть гепарин. Лежать на спине я не могла. Я сидела на корточках, головой на кровати: так было легче дышать. Были страшные головные боли и ничего не помогало, заснуть было невозможно, в телефон смотреть не могла, все раздражало…
Сделать мне укол было целой проблемой. В вену мне попадали, кровь была темно-коричневой, густой-густой. Вены просто рвались. Колоть приходилось и в ноги. Катетер пытались поставить, но у меня начались покраснение, посинение, и его убрали. (…)
После выписки из больницы я думала, что уже здорова. Только слабость была, потливость. Но я решила, что пройдет со временем. Три недели я лежала дома, никуда на улицу не выходила. Принимала все препараты, назначенные врачом. Потом я пошла в магазин за молоком и хлебом. Они буквально за моим домом. И, когда я спускалась с третьего этажа, у меня началась одышка. Но подумала, что возьму себя в руки и пойду дальше. Но дойти не смогла, такая была сильная одышка, головокружение…. Остановилась на половине пути. И пошла домой миллиметровыми шагами. (…)
Когда дома лежала, стала замечать, что много чего забываю. Например, профессиональные термины. Это элементарные вещи, которые, казалось, невозможно забыть. Я стала забывать, что я что-то уже сделала. Я могла что-то оплатить, а потом переспросить: «Я что, уже оплатила?» Все пароли позабывала. Банковские карточки пришлось ходить и разблокировать.
Я стала плаксивой. Периодически возвращается бессонница. Болят суставы. Сейчас меня сильно беспокоит, что у меня сильно упало зрение. Мне нужно что-то пописать, а буквы друг на друга лезут, строчки плывут, писать я вообще не могу. Когда спускаешься, лестница плывет, ступеньки сливаются. И еще у меня такое состояние усталости, будто каждый день вагоны разгружаю.
Перенесенное заболевание сильно ограничило мои возможности. Но, как говорится, надо жить!
Что говорят врачи
Главный нештатный невропатолог Минздрава Жамал Турганбаев
— К нам часто обращаются больные с головными болями, с нарушением памяти, психическими расстройствами, различными галлюцинациями, постоянной слабостью, нарушением сна, у них появляется шум в ушах. Даже есть с нарушением сознания.
Это все связано в первую очередь с тем, что нарушена свертывающая система крови, гиперкоагуляционный синдром (состояние, при котором происходит сгущение крови), приводящие к нарушению микроциркуляции мозга. То есть там тромбики развиваются, тромбоз определенных микрососудов.
Встречаются последствия не только сосудистых нарушений: коронавирусная инфекция — вирусная. Поражаются при заболевании и вещества головного мозга, спинного мозга. Появляется корешковый синдром.
Кроме того, обращаются пациенты с болевым синдромом. Помимо этого, с нейропатиями токсического генеза. То есть поражается периферическая нервная система. Человек испытывает слабость в руках и ногах, боли при ходьбе, усталость.
Что с этим делать? Для начала нужно полное обследование, в первую очередь — состояние свертывающей системы крови.
Врач назначит лечение, после которого пациент восстанавливается.
_______________________________