Сегодня, 2 апреля, омбудсмен Кыргызстана Токон Мамытов обратился к руководству республиканского, а также оперативных областных и районных штабов по COVID-19, к руководству МЧС, МВД и Минздрава республики. Об этом сообщает пресс-служба омбудсмена.
Как напоминает омбудсмен, статьей 108 Конституции определено, что «акыйкатчы осуществляет парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике. Организация и порядок его деятельности, а также гарантии их независимости определяются соответствующим законом (ст. 109 Конституции КР)».
В то же время, говорится в сообщении, согласно ч. 2 ст. 6 Закона «Об омбудсмене Кыргызской Республики», введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Кыргызской Республики не прекращает, не ограничивает и не приостанавливает деятельности омбудсмена.
Омбудсмен отдельно напоминает, что в соответствии со статьей 17 Конституционного закона КР «О чрезвычайном положении» образование комендатуры местности, на которой введено чрезвычайное положение, не приостанавливает деятельность государственных органов (в том числе омбудсмена) и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, если иное не предусмотрено указом президента или постановлением Жогорку Кенеша о чрезвычайном положении.
При этом, обращает внимание Мамытов, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона «Об омбудсмене (акыйкатчы) Кыргызской Республики» омбудсмен независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Вмешательство в его деятельность, воздействие на него в любой форме запрещаются и влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством республики.
Кроме того, согласно части I статьи 12 Закона «Об омбудсмене (акыйкатчы) Кыргызской Республики», все органы государственной власти обязаны в срочном и приоритетном порядке оказывать помощь омбудсмену в его расследованиях и инспекциях. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона «Об омбудсмене (акыйкатчы) Кыргызской Республики» для обеспечения деятельности омбудсмена создается рабочий аппарат омбудсмена.
В противном случае, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона «Об омбудсмене (акыйкатчы) Кыргызской Республики», воспрепятствование работе омбудсмена или его расследованию со стороны какого-либо органа и его работников может быть предметом специального доклада, а также упоминания в соответствующей главе ежегодного доклада акыйкатчы (омбудсмена) КР перед Жогорку Кенешем, предусматривается также и уголовная ответственность.
Подводя итог, омбудсмен заявляет, что отказ в обеспечении беспрепятственного перемещения омбудсмена, его заместителей и сотрудников аппарата акыйкатчы на всей территории республики в период чрезвычайного положения за отсутствием в законе нормы о передвижении омбудсмена будет неправомерным.
В заключение Мамытов обращается с просьбой к комендантам Бишкека, Оша, Джалал-Абада, а также к руководству МВД в кратчайшие сроки обеспечить беспрепятственное перемещение омбудсмена, его заместителей и сотрудников аппарата акыйкатчы на всей территории республики в период чрезвычайного положения.
Напомним, чрезвычайное положение на ряде территорий было введено 25 марта в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции.