Общество

Что не так с Кодексом КР о нарушениях? О пунктах, которые касаются каждого

Кто будет выписывать штрафы за плевки и другие нарушения? Правда ли, что теперь пьяным водителям легче отказать от экспертизы? Как должны наказывать за превышение скорости по новому закону? Ответы на эти и другие важные вопросы читайте в нашем материале.

Кодекс КР о нарушениях вступил в силу меньше двух недель назад, но уже стал поводом для серьезных дебатов среди граждан. Это понятно: одни только штрафы за плевки оказались в числе самых обсуждаемых тем последней недели. Согласно новому закону, нарушителю придется выложить 5,5 тысячи сомов. На бурное негодование общественности отреагировал премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев — он предложил пересмотреть сумму.

Президент Сооронбай Жээнбеков пообещал, что размеры некоторых других штрафов рассмотрят правительство и парламент. Он, кстати, подчеркнул, что ни одна реформа не обходится без погрешностей.

Как правильно трактовать положения нового кодекса и почему он вызвал слишком много споров, выяснял корреспондент Sputnik Кыргызстан.

Кто будет наказывать за нарушения?

Помните мужчину, который показательно плюнул в сторону Жогорку Кенеша? Его задержали, установили личность и даже доставили в Бишкек из иссык-кульского села. Правда, наказать нарушителя пока не получается: чтобы взыскать штраф, требуется постановление комиссии, которую еще не создали.

Главный вопрос к авторам кодекса: кто займется фиксацией нарушений, составлением протоколов и выпиской штрафов?

В каждом нарушении должен разбираться уполномоченный орган. К примеру, за плевки и сжигание мусора граждан обязаны наказывать органы местного самоуправления.

Обратимся к статье 313 «Участники производства о нарушении». Состав комиссии, которой предстоит рассматривать дела о нарушениях, определяется органом МСУ, а затем утверждается местным кенешем.

Так, столичная мэрия разработала проект соответствующего положения и направила его на рассмотрение в Бишкекский горкенеш. Утверждать проект будут во второй половине января, и до тех пор муниципалитет не правомочен наказывать нарушителей.

Новый закон не устанавливает практические механизмы работы, считает директор единого правового центра «Вигенс» Владимир Плужник. По его словам, никто не будет заниматься протоколами о нарушениях на должном уровне, а значит, статьи кодекса могут остаться неисполняемыми.

«Кодекс о нарушениях не дает нам конкретики. Те же плевки… Где определение, что это такое? Где указано, чем и как нельзя плевать? Это как Конституция: ее одной недостаточно, нужно «прописать» под нее законы», — уверен Плужник.

Что будет, если пьяный водитель откажется от экспертизы?

Вступление кодекса в силу должно ударить по карману нарушителей Правил дорожного движения. Например, возросли штрафы за управление транспортом в нетрезвом состоянии. По первому пункту соответствующей статьи водителю выпишут штраф в 17,5 тысячи сомов, а юридическому лицу — в 55 тысяч. Читаем третий пункт этой статьи и понимаем, что отказ от наркологического освидетельствования также наказывается штрафом, однако всего в 5,5 тысячи сомов для физических лиц и в 17 тысяч для юридических.

Получается, пьяному водителю проще отказаться от экспертизы? Вовсе нет. Как объяснила Sputnik член рабочей группы по мониторингу внедрения законодательства в судебной сфере Ирина Летова, отказавшимся от освидетельствования придется уплатить оба штрафа — по первому и третьему пунктам статьи.

«Если вы отказываетесь от освидетельствования, это автоматически означает, что вы пьяны. Кроме 5,5 тысячи сомов за отказ вам выпишут штраф и за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Следовательно, сесть за руль вы не сможете», — отметила эксперт.

Между тем в органах исполнительной власти заявили, что механизм действий автоинспекторов не прописан, как и возможность штрафовать водителей по обоим пунктам статьи. МВД уже направило свои дополнения в Жогорку Кенеш.

Теперь можно превышать скорость?

Похожая ситуация со статьей 123 «Нарушение водителем Правил дорожного движения». Согласно ее первому пункту, за превышение скорости более чем на 20 километров в час гражданам грозит штраф в тысячу сомов. Возникает вопрос: что будет, если превысить скорость в меньших масштабах, например, на 15 километров в час? Вам все равно придется уплатить штраф, но уже по другой статье, объясняет Владимир Плужник.

«Превышение скорости менее чем на 20 километров в час тоже наказуемо, однако тут в действие вступает статья 127 «Нарушение иных требований Правил дорожного движения». За ее неисполнение предусмотрен штраф в тысячу сомов», — подчеркнул юрист.

Однако у представителей исполнительной власти возникли вопросы к этой части закона. По их мнению, статья о нарушении ПДД предусматривает наказание лишь за превышение скорости более чем на 20 и 40 километров в час. Член рабочей группы Ирина Летова сообщила, что скоро в кодекс внесут необходимые поправки.

А если я не согласен с решением комиссии?

В случае несогласия с постановлением уполномоченного органа вы можете обжаловать его в суде первой инстанции, как предусмотрено статьей 332 «Порядок и срок обжалования постановления по делу о нарушении в суде». Сделать это необходимо в течение 10 дней с момента вручения копии документа.

Владимир Плужник обращает внимание граждан на третий пункт статьи 333 «Приостановление исполнения постановления в связи с подачей жалобы в суд».

«Решение суда является окончательным — обжаловать его в вышестоящей инстанции нельзя», — уточнил он.

К чему приведет разница в штрафах?

В Кодексе о нарушениях есть значительные изъяны, уверен Плужник.

«Разница между штрафами за нарушение ПДД для физических и юридических лиц велика. Это может привести к тому, что компании будут переоформлять авто на граждан, чтобы избежать крупных штрафов и уйти в тень», — отметил юрист.

Он считает, что новый документ практически полностью дублирует прежний Кодекс об административной ответственности, — отличаются лишь размеры выплат за нарушения.

Кто проследит за тонировкой стекол авто?

Незаконное тонирование автомобильных стекол наказывается штрафом в 3 тысячи сомов (для физических лиц), согласно статье 129 «Управление транспортным средством, переоборудованным без разрешения». Рассматривать это нарушение должен уполномоченный орган в сфере автомобильного транспорта.

По словам Плужника, такой механизм «неработоспособен».

«Принцип здесь тот же, что и в случае с наркологической экспертизой, но вряд ли сотрудники уполномоченного органа будут стоять на дорогах с автоинспекторами», — заявил он.

Снижение штрафов и поощрения — чего не хватает в кодексе

Некоторые замечания к новому закону высказал и депутат ЖК Дастан Бекешев на своей странице в Facebook. Он предложил пересмотреть размеры штрафов.

«Предлагаю снизить размер некоторых штрафов, за неиспользование автомобильного ремня сначала выносить предупреждение, а во второй раз штрафовать. Еще предлагаю такую норму: если штраф уплачивается в течение семи дней, он сокращается наполовину. Это касается только нарушений ПДД, за исключением вождения в нетрезвом состоянии», — написал Бекешев.

Депутат полагает, что в законодательство необходимо внести и норму, предусматривающую стимулирования граждан, которые зафиксировали нарушение.

«Предлагаю выплачивать до 10 процентов от суммы штрафа, если гражданин предоставит фото или видео нарушения Правил дорожного движения», — добавил парламентарий.

Он отметил, что в случае реализации этой инициативы правительству предстоит разработать порядок выплаты вознаграждения и создать мобильное приложение.

https://m.ru.sputnik.kg/authors/karina_razetdinova/

Автор: Карина Разетдинова

Источник: https://m.ru.sputnik.kg/analytics/20190112/1042819515/kyrgyzstan-shtraf-kodeks-narusheniya.html

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Adblock Detected

Please consider supporting us by disabling your ad blocker